Наше Техническое задание и чек-лист приемки работы Вам в помощь при защите от недобросовестных подрядчиков!
- Мы в этой сфере — первые,
- Мы – сделали для понимания и оценки профрисков больше остальных,
- Мы – разработали самый современный, первый в мире национальный стандарт по оценке профессиональных рисков, основанный на принципах ISO 31000!
- Более 50 научных публикаций в области СУОТ и менеджмента рисков с 2007 года.
- 9 национальных стандартов (ГОСТ Р) по менеджменту безопасности и менеджменту рисков.
- 4 собственных метода оценки рисков (2 включены в ГОСТ Р).
- Программа повышения квалификации «Управление профессиональными рисками в СУОТ» (120 часов), основанная на Методе ИБТ (ГОСТ Р 12.0.011-2017).
- Единственный в России профиль подготовки магистров — «Менеджмент техносферной безопасности» (РГСУ).
Оценка профессиональных рисков – обязательное государственное мероприятие, предусмотренное ТК РФ. За отсутствие правильно проведенной оценки профрисков работодатель наказывается по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ (штраф до 80 тыс. рублей). После чего оценку рисков все равно придется провести и подтвердить при еще одной внеплановой проверке…
Основания для привлечения к ответственности, связанные с оценкой профессиональных рисков (ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ):
- отсутствие СУОТ, соответствующей Типовому положению о СУОТ;
- отсутствие Процедуры управления профессиональными рисками (п. 8, г Типового положения о СУОТ);
- отсутствие документов, подтверждающих ознакомление работников с рисками для их жизни и здоровья (ст.212 ТК РФ);
- отсутствие оценки эффективности мероприятий по управлению рисками.
Обязанность работодателя по информированию работников об условиях труда и рисках для их жизни и здоровья предусмотрена ст.212 ТК РФ.
Есть ли иной способ информировать работников о рисках для их жизни и здоровья без оценки этих рисков и ее документального оформления?
Примечание: результаты спецоценки (Отчет о СОУТ) сведений о рисках не содержат, а опасные производственные факторы (источники травм в СОУТ не входят вообще).
Вредные условия труда допускаются в охране труда, но не допускаются санитарно-эпидемиологическим законодательством (ст. 24, 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ). Но есть выход!
СанПиН 2.2.4.3359-16 РАЗРЕШАЕТ нарушать гигиенические нормативы «при условии подтверждения приемлемого риска здоровью работающих по результатам проведения оценки профессионального риска здоровью работающих, а также выполнения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию рисков здоровью работающих»
Оценка профессиональных рисков — единственный источник информации для целесообразного планирования мероприятий по улучшению условий труда и мер по предупреждению травматизма.
ВНИМАНИЕ! Это возможно только в случае оценки рисков по Методу ИБТ! Все иные методы такой информации не содержат и применяются только для решения первых 3-х задач.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Специалисты и руководители организаций:
- как правило, не понимают о чем собственно, вообще идет речь: что такое «профессиональные риски», что такое ОЦЕНКА рисков, что такое УПРАВЛЕНИЕ рисками;
- как правило, не понимают, каким образом оценка рисков может оказаться полезной для организации и, даже, «сохранить жизни и здоровье работников в процессе трудовой деятельности». Нет представления о желаемом результате – нет и результата;
- как правило, не понимают, что штрафуют за несоответствие СУОТ, а не за отсутствие оценки рисков, поэтому заказывают только оценку рисков;
- как правило, не понимают, что п.п. 33-39 Типового положения о СУОТ это не процедура управления рисками, а только САМЫЕ ОБЩИЕ требования к процедуре;
- как правило, не понимают, что оценка рисков «под ключ» без обучения и непосредственного участия руководителей и специалистов работодателя при проверке не защитит, т.к. никто не сможет объяснить содержание «высоконаучного» Отчета по оценке рисков…
- процедура организации и проведения оценки условий труда;
- процедура подготовки работников по охране труда;
- процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
- процедура информирования работников об условиях труда, уровнях профессиональных рисков, полагающихся им гарантиях и компенсациях;
- процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- процедура обеспечения работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
- процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, ЛПП;
- процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
- обоснование методов оценки уровней профессиональных рисков;
- порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей;
- порядок оценки рисков (определения вероятностей и тяжестей возможных несчастных случаев и профзаболеваний;
- порядок планирования мероприятий по управлению рисками;
- порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- порядок информирования работников о рисках для их жизни и здоровья;
- содержание и порядок постоянной оценки эффективности мероприятий;
- состав, содержание и формы отчетных документов по результатам оценки рисков.
- объяснить инспектору ГИТ почему выбранный метод оценки рисков – «правильный» и почему «профессиональный риск» это не «вероятность» (ошибка в ст.209 ТК РФ);
- доказать правильность выбора «разных методов» для разных процессов, операций (рабочих мест);
- определить (рассчитать) вероятность реализации опасности (наступления НС)?
- что такое «эффективность» мероприятий по управлению рисками и как обеспечить её «постоянную» оценку;
- объяснить, как учесть в учитывать в общем риске на РМ риски от разных опасностей?
- учитывать оценки рисков, полученные в разных рабочих зонах?
- оценивать риски от «опасных» и «вредных» факторов?
- объяснить, почему не идентифицированы ВСЕ (гипотетические) опасности?
- идентифицировать опасности — побольше или поменьше, и чем грозит выбор подхода?
- установить тяжесть последствий для каждой опасности, если даже опасность укуса комара может быть смертельной?
- грамотно обойти явные ошибки и противоречия Типового положения, чтобы и закон не нарушить и здравый смысл соблюсти?
- обеспечить доверие к результату оценки рисков (к «цифре»), чтобы на Отчет можно было опираться при планировании мероприятий?
- организовать работу комиссии по оценке рисков, которая фактически и отвечает за результат оценки рисков и успешное прохождение проверки ГИТ.
— Этапы, которые каждый работодатель способен организовать и выполнить самостоятельно.
— Этапы, к выполнению которых целесообразно привлечь внешних специалистов
- до 50 РМ
- Стоимость: 550-350 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: 420-250 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: 350-250 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: от 250 руб.*
- до 50 РМ
- Стоимость: 650-450 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: 550-450 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: 450-350 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: от 350 руб.*
- до 50 РМ
- Стоимость: 950-750 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: 850-650 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: 750-550 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: от 550 руб.*
по общему числу рабочих мест (всех категорий)
без корректировки
- до 50 РМ
- Стоимость: 5000-35000 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: 35000-50000 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: 35000-50000 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: 50000-75000 руб.*
(без изменения отчетных форм)
- до 50 РМ
- Стоимость: 25000-35000 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: 45000-75000 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: от 50000 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: от 75000 руб.*
по ТЗ заказчика
- до 50 РМ
- Стоимость: от 50000 руб.
- от 50 до 100 РМ
- Стоимость: от 75000 руб.
- от 100 до 300 РМ
- Стоимость: от 100000 руб.
- свыше 300 РМ
- Стоимость: от 150000 руб.*
- повышение квалификации 1 специалиста по программе «Управление профессиональными рисками в СУОТ» со скидкой 50%
- повышение квалификации 2-х специалистов по программе «Управление профессиональными рисками в СУОТ» со скидкой 50% или 1-го специалиста - бесплатно.
- Повышение квалификации по любой из программ повышения квалификации АНО «ИБТ» 2-х человек.
- повышение квалификации 3-х специалистов по программе «Управление профессиональными рисками в СУОТ» бесплатно.
- Повышение квалификации по любой из программ повышения квалификации АНО «ИБТ» 3-х человек Профпереподготовка по охране труда 1 человека.
Численность работников всего
(количество рабочих мест)
Численность работников рабочих профессий
Количество наименований рабочих профессий
Виды работ
Цели организации в оценке рисков
(«для ГИТ» или «для себя»)
Метод оценки рисков
(«для ГИТ» или «для себя»)
Методика оценки рисков
(«для ГИТ» или «для себя»)
Детализация Методики оценки рисков
(только «для себя»)
- ОТЧЕТ по оценке рисков
- Реестр опасностей
- Сводная ведомость оценки рисков
- Карты оценки рисков
- План мероприятий по управлению рисками
- ОТЧЕТ по оценке рисков
- Реестр опасностей
- Сводная ведомость оценки рисков
- Карты оценки рисков
- План мероприятий по управлению рисками
- Обоснование результатов количественной оценки риска
- Учет реализованных на рабочем месте защитных мер (требований безопансости) в оценке рисков
- Возможность обоснованного планирования первоочередных мероприятий
- Возможность объективной оценки результативности и эффективности мероприятий по управлению рисками
- Возможность сравнительной оценки деятельности по обеспечению безопасности труда (по годам, по подразделениям)
- Понимание содержания и полезности выполненной работы
- Повышение квалификации специалистов в вопросах менеджмента рисков
С точки зрения государства — безусловно обязательно и именно «для всех» (100%). Согласно ст.212 ТК РФ все работодатели обязаны создать и поддерживать систему управления охраной труда (СУОТ). Требования к СУОТ установил Минтруд России. В состав СУОТ в качестве обязательной процедуры входит Процедура управления профессиональными рисками, которая устанавливает требования, в том числе, к идентификации опасностей, оценке рисков и реализации мероприятий по оценке рисков. Отсутствие в организации СУОТ является нарушением охраны труда (ст.5.27.1 КоАП РФ). Кроме того, согласно той же ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с рисками для их жизни и здоровья. А является ли обязательной оценка рисков для вашей организации — решать Вам.
Во-первых, уменьшение общей суммы штрафов при проведении проверки ГИТ.
Во-вторых, может положительно повлиять на уровень травматизма и заболеваемости в организации (при неформальном подходе).
В-третьих, это мероприятие в недалеком будущем полностью заменит спецоценку (СОУТ), которая пока еще является главным мероприятием службы охраны труда, определяющим значимость охраны труда в глазах высшего руководства.
Самое главное в оценке рисков – процедура. Остальное – следствие: все документы (состав, содержание, формы) и все, что в них записано (результаты оценки рисков) основывается на процедуре. Результаты оценки рисков зависят от процедуры и могут быть правильными или ошибочными (что проверить сложно). Без процедуры – «макулатура» по оценке рисков годится только, как … макулатура.
Оценка рисков начинается с разработки процедуры управления рисками, включающей в себя методику оценки рисков. Оценка рисков не заканчивается никогда, а ее первый этап завершается утверждением отчетных документов по оценке рисков и плана мероприятий по управлению рисками. Все результаты оценки рисков, состав и содержание документов определяет именно процедура. Вообще говоря, оценка рисков начинается с обучения, но это в охране труда не модно…
Конечно может, если специалисты орагнизации знают «КАК».
Поэтому, с одной стороны: любая организация ВПРАВЕ разработать процедуру и провести оценку рисков самостоятельно без привлечения сторонних лиц.
С другой стороны: наш опыт свидетельствует, что ни одна организация не МОЖЕТ (не способна) эту работу выполнить самостоятельно. Даже такие организации как РЖД и РОСАТОМ эту услугу заказывают. Это как удалить зуб – можно и самому, но лучше доверить специалистам….
К счастью, пока нет. Несмотря на то, что рынок этих услуг является пока еще очень мутным и переполнен откровенными «леваками». Зато у продвинутых организаций сохраняется возможность для непрерывного совершенствования, а у Вас всегда есть возможность выбрать лучшее. Только надо «знать как»…
В отличие от СОУТ требования к процедуре оценки рисков заранее не установлены. Цена услуги зависит от объема работ и ваших пожеланий, реализованных в процедуре (см. далее). Объем работ лучше всего оценивать по числу «рабочих мест». Однако определение «рабочего места» в договоре следует прописывать отдельно, поскольку соотвесттвующее определение ТК РФ для практического применеия непригодно.
Правильный результат соответствует всем требованиям п.п. 33-39 Типового положения о СУОТ выглядит разумным (логичным) и не содержит в себе рисков уголовной ответственности.
Конечно, не на аукционе. Объем выполненных работ в рублях также больше свидетельствует о способности «договариваться» с государственными монополиями. Изучите, что реально этой организацией сделано в области оценки рисков: публикации, стандарты, презентации.
Вообще говоря, никак… В OHSMS (СМ БТиОЗ) оценка рисков составляет суть системы, краеугольный камень, основу для принятия всех решений. В СУОТ это просто еще одно мероприятие. Поэтому методика АНО «ИБТ» разработана с учетом использования как в СМ БТиОЗ (пригодна для оценки результативности, эффективности и непрерывного совершенствования), так и в СУОТ.
Вообще говоря, никак… Но в целях согласования с существующими «понятиями» все методики оценки рисков, в том числе и методика АНО «ИБТ», учитывают и результаты СОУТ. Но только наша методика позволяет разумно согласовать результаты оценки рисков от «опасностей» и от «вредностей».
На эти вопросы нет простого, однозначного ответа… Это как раз тот случай – «чего изволите?». Прежде чем дать определение риска (для себя) нужно ответить на вопрос: «А Вы точно знаете, зачем Вам это надо?». А если Вас это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересует, смотрите записи наших вебинаров на YouTube и приходите к нам на повышение квалификации.
Договоримся, что требования Типового положения о СУОТ, касающиеся проведения идентификации опасностей непосредственно работниками работодателя (п.33-39) мы будем считать ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ. В противном случае ответ может быть любым…
Процедура управления рисками является частью системы УПРАВЛЕНИЯ охраной труда организации. А кто УПРАВЛЯЕТ охраной труда в организации? Внешние приходимцы (варяги)? «… Приходите к нам, правьте нами, ибо сами мы не знаем, что нам делать и своих мозгов у нас нет… Поэтому и порядка у нас нет…».
Согласно п.33 все мероприятия по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению рисками осуществляются по приказу работодателя. Не видите такого положения в п.33? Тогда попробуйте дать иное толкование требованию п.33: «С целью организации процедуры управления профессиональными рисками РАБОТОДАТЕЛЬ (!) исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) (!) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками…». Порядок устанавливают не варяги! Это же требование дублируется в (п.п. 33 – 37). Грамотному, не страдающему острой дислексией, человеку каждый из этих пунктов однозначно говорит: идентификацию опасностей, оценку рисков, разработку и реализацию мероприятий по управлению рисками — организует, обеспечивает и проводит именно РАБОТОДАТЕЛЬ силами своих работников, несущих ответственность за полученные результаты и их реализацию согласно утвержденной Процедуре управления рисками и в соответствии с приказом работодателя.
При этом, естественно, не запрещается привлечение сторонних консультантов, которые даже могут быть включены в Комиссию по оценке рисков (по согласованию, с правом совещательного голоса), если это предусмотрено Договором (см. Ответ на вопрос «Кто должен создавать Комиссию по оценке рисков…»).
Берегитесь т.н. «экспертов, дары приносящих», т.е. проводящим оценку рисков, за Вас! Таким образом они удачно оценивают свои, а не ваши риски и нормально живут. Поскольку, «пока живут на свете дураки, обманом жить им, стало быть, с руки … На жадину не нужен нож ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь…».
Во-первых, зачем, вообще, создаются т.н. «комиссии» — неистребимый бюрократический пережиток проигравшего борьбу за существование СССР? Создание Комиссии преследует одну из 3-х целей: 1) заболтать или замылить вопрос или проблему, которые решать не хочется; 2) обеспечить взаимное недоверие и перекрестный контроль, чтобы затруднить, например, хищение социалистической и капиталистической собственности; 3) неустановленным образом размыть персональную ответственность среди «широкого круга ограниченных лиц».
Во-вторых, как известно (кому не известно — см ответ на вопрос – «Кто должен проводить оценку рисков…») в Процедуре управления рисками абсолютно все решения принимает «работодатель» (читайте п.п. 33-39 Типового положения о СУОТ). Напомним, что согласно ст.20 ТК РФ работодатель это, как правило, (кроме ИП) – юридическое лицо, то есть специальная юридическая фикция, бестелесное и бездуховное образование, не имеющее ни совести, ни морали, ни сострадания и, даже не имеющее чувства ответственности… Если иное явно не определено, то всю полноту персональной ответственности за «работодателя» несет его чревовещатель — руководитель организации. Чтобы явным образом распределить ответственность работодателя (персональную ответственность руководителя организации) ПЕРСОНАЛЬНО по должностным лицам и освободить от этой непосильной ноши специалиста (службу) охраны труда в организации создается СУОТ (включая Процедуру управления рисками). Конечно, если документы СУОТ пишутся силами специально отобранных компетентных внешних профессионалов, а не «хозспособом», «на коленке».
В-третьих, требования Типового положения о СУОТ настолько противоречивы и неадекватны здравому смыслу, что возлагать на кого бы то ни было «персональную ответственность» за их исполнение надо … крайне осторожно. Иначе появятся ничего не подозревающие «стрелочники»… А чтобы размыть ответственность за идентификацию опасностей и оценку рисков в СУОТ и создается Комиссия, конечно же – Комиссия работодателя. Иначе провести оценку рисков с минимальными рисками для организации просто не получается… Представить ситуацию, когда работодатель в договоре требует от Исполнителя создать у себя Комиссию по оценке рисков у работодателя с точки зрения логики и здравого смысла было невозможно, пока мы не заключили договор с одной из муниципальных организаций Ярославля. Оказалось, что требование договора – «По результатам работы Исполнитель передает Заказчику: — приказ о проведении оценки профессиональных рисков с формированием комиссии…» заказчик трактовал именно так, что это Исполнитель должен у себя сформировать Комиссию, которая и решит … судьбу работодателя. Аркадий Райкин справедливо замечал: «Знаете, есть вещи, которые нужно делать лично, самому, даже при наличии здорового коллектива». К таким вещам относится и управление организацией…
Комиссия по оценке рисков не является обязательным элементом СУОТ, тем не менее ее формирование позволяет решить практически все обязательные и сопутствующие вопросы, возникающие в ходе реализации Процедуры управления рисками, которые иным способом решить не получится! Поэтому на вопрос – зачем создается Комиссия по оценке рисков, см. причину 3.
ИНCТИТУТ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА?
- пионер разработки и внедрения управления рисками в отечественную охрану труда. Первые публикации по оценке профессиональных рисков – с 2007 года, всего — более 30 публикаций;
- разработчик национального стандарта безопасности труда, основанного на менеджменте рисков ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007;
- разработчик нескольких национальных стандартов по менеджменту рисков и устойчивому развитию (ГОСТ Р 54598.2-2013, ГОСТ Р ИСО 13824–2013, ГОСТ Р 52614.9-2013, ГОСТ Р 53647.9-2013, ГОСТ Р 55914-2013);
- разработчик первого в мире национального стандарта, реализующего принципы менеджмента риска ISO 31000 в сфере безопасности труда — ГОСТ Р 12.0.011-2017;
- разработчик нескольких методов оценки рисков – Метод ОВР (ГОСТ Р 12.0.010-2009), Метод ИБТ (ГОСТ Р 12.0.011-2017), Метод МПР (максимального потенциального риска) и ОР (остаточного риска) (опубликованы в научных изданиях ВАК);
- разработчик единственной в России образовательной программы подготовки магистров «Менеджмент техносферной безопасности» (РГСУ).
и ЗАЩИТИТЕ себя от всевозможных санкций!
- Оферта №2218299-21 Оценка профессиональных рисков (с детализированной процедурой управления рисками) (101 и более рабочих мест) (артикул ОПР-101) 451,68 руб. (за рабочее место)